Основные понятия и методологические пояснения

Основные понятия

При сборе первичных статистических данных и публикации итогов выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей используются следующие основные определения, разработанные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными рекомендациями (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Руководство по измерению доступа к ИКТ и их использования на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц, МСЭ (Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals, 2020)):


Антивирусные средства – специализированные программы, предназначенные для обнаружения компьютерных вирусов, нежелательных (вредоносных) программ и восстановления зараженных (измененных) такими программами файлов, а также для профилактики – предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным содержимым.

Антиспамовые фильтры – специализированное программное обеспечение или функция используемого программного обеспечения, предназначенные для фильтрации и скрытия нежелательных рекламных сообщений при посещении интернет-сайтов, получении электронной почты и использовании программ обмена сообщениями.

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (сеть Интернет) – всемирная компьютерная сеть общего пользования.

Мобильный телефон или смартфон – портативный телефон с установленной SIM-картой, обеспечивающий доступ к телефонной сети связи общего пользования.

Персональный компьютер – настольный, мобильный или планшетный (или аналогичный портативный) компьютер. К персональным компьютерам не относится оборудование со встроенными компьютерными возможностями, такое как Smart TV, а также устройства, основной функцией которых является телефонная связь, например, мобильные телефоны или смартфоны.

Настольный компьютер – компьютер, требующий постоянного подключения к электросети и чаще всего установленный стационарно (например, десктопы (системный блок и монитор представлены в виде отдельных устройств, соединенных между собой проводами), моноблоки).

Мобильный компьютер – компьютер, не требующий постоянного подключения к электросети, размеры которого позволяют его легко переносить (например, лэптопы, ноутбуки, нетбуки, ультрабуки, смартбуки).

Планшетный (или аналогичный портативный) компьютер – компьютер, оборудованный сенсорным экраном, и соответственно управляемый путем соприкосновения с экраном вместо использования физической клавиатуры или наряду с ней.


Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее – орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме – действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:

– запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;

– формирование запроса;

– прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

– оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– получение результата предоставления услуги;

– досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Портал государственных и муниципальных услуг – государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Смарт-карта – пластиковая карта со встроенной микросхемой (чипом), содержащая информацию о пользователе карты и предназначенная для идентификации и аутентификации пользователя при получении государственных и муниципальных услуг.

Средства родительского контроля или фильтрации Интернет-ресурсов – комплекс правил и мер по предотвращению негативного воздействия сети Интернет и компьютера на опекаемого человека (обычно ребенка).

Широкополосный доступ к сети Интернет – доступ к сети Интернет по любой из технологий, например, посредством кабеля, мобильной или спутниковой связи и тому подобного, который обеспечивает подключение к сети Интернет со скоростью не менее 256 Кбит/с. Указанная скорость обеспечивается всеми способами подключения к сети Интернет, за исключением подключения посредством модема через телефонную линию (технология dial-up), при котором телефонная линия всегда занята.

Электронная подпись – подпись, используемая в качестве аналога собственноручной подписи для придания документу, оформленному в электронной форме, юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью.

USB-токен – компактное устройство, выглядящее как стандартный USB-флеш-накопитель и предназначенное для идентификации и аутентификации пользователя, а также для хранения криптографических ключей, таких как электронная подпись.

Методологические пояснения к отдельным показателям

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств – отношение числа домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с любого устройства (не только с персонального компьютера), к общему числу домашних хозяйств.

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств – отношение числа домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет (со скоростью 256 Кбит/с и выше в одном или двух направлениях), к общему числу домашних хозяйств.

Численность пользователей сети Интернет на 100 человек – отношение численности населения, использовавшего сеть Интернет (дома, на работе или в любом другом месте) в течение последних 3 месяцев, к общей численности населения, умноженное на 100.

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и/или услуг, в общей численности населения – отношение численности населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и/или услуг в течение последних 12 месяцев, к общей численности населения.

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и/или услуг, в общей численности населения, использовавшего сеть Интернет в течение последних 12 месяцев – отношение численности населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и/или услуг в течение последних 12 месяцев, к общей численности населения, использовавшего сеть Интернет в течение последних 12 месяцев.

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения – отношение численности населения в возрасте 15–72 лет, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в течение последних 12 месяцев, к общей численности населения в возрасте 15–72 лет.

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги – отношение численности населения в возрасте 15–72 лет, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в течение последних 12 месяцев, к общей численности населения в возрасте 15–72 лет, взаимодействовавшего с органами государственной власти и местного самоуправления в течение последних 12 месяцев.